Велопрокат из Китая — байкшеринг

Безстанционный велопрокат или, как принято его теперь называть, байкшеринг появился всего несколько лет назад, но, казалось бы, мгновенно распространился на десятки китайских городов.

Невероятный рост рынка велопроката был обусловлен массовыми инвестициями, основная доля которых досталась двум китайским компаниям — Ofo и Mobike.

За 3 года своего существования Ofo, например, сумела привлечь более 1,2 миллиарда долларов, в то время как у Mobike этот показатель составил более 900 миллионов долларов венчурного капитала.

В то же время, помимо основных игроков рынка велопроката, появилось еще не менее 40 компаний поменьше, совместные усилия которых заполонили китайские города кучами разноцветных велосипедов. Согласно информационному агентству Синьхуа, более двух миллионов велосипедов были доступны для совместного использования от 15 компаний только в Пекине, создавая нагрузку для муниципалитетов в Китае, которые изо всех сил пытались сдержать взрывной рост в новой отрасли.

Теперь китайский велопрокат начал шествовать и по другим странам. И Ofo и Mobike активно расширяются за рубежом, начав предоставлять услуги байкшеринга в Японии, Сингапуре, Европе и Северной Америке. Еще в июле Ofo заявила, что в ее парке наличествует более 6,5 миллионов велосипедов.

Но гигантам китайского велопроката приходится конкурировать не только друг с другом, но и с местными игроками этого рынка, которые зачастую оказываются более предусмотрительными в плане продвижения своих услуг. Например, китайская компания Bluegogo решившая развернуть свою сеть велопроката в Сан-Франциско, но не получившая на это одобрение местных властей, столкнулась с массой штрафов и судебных исков и вынуждена была убрать свои велосипеды с улиц этого города.

Американские компании Spin и LimeBike учли ошибки китайского конкурента и прежде чем разворачивать свою сеть добились официального разрешения городского муниципалитета Сиэтла. Недавно городские власти разрешили расширить этим компаниям велопарк до 3000 штук каждой. Но наличие местного велопроката не останавливает китайского гиганта Ofo и в августе эта компания начала продвижение своих услуг в США.

Наряду с позитивным ростом рынка велосипедных услуг, появляются и компании не выдерживающие конкуренции. В середине ноября в новостях появилось сообщение о том, что сотрудникам Bluegogo заработная плата не была выплачена и они не вышли на работу. По последним подсчетам, Bluegogo развернул от 350 000 до 700 000 велосипедов и, по оценкам, имеет 20 миллионов пользователей, все из которых внесли депозиты в размере 99 юаней (15 долларов США) для использования этой услуги.

Предполагалось, что Bluegogo является одним из самых жизнеспособных игроков на этом рынке наряду с Mobike и Ofo, и его часто позиционировали как третью самую популярную компанию китайского байкшеринга. Но это не уберегло компанию от краха и депозиты, оцениваемые в 300 миллионов долларов, вряд ли будут возвращены пользователям.

Велопрокат из Китая...

Всего через неделю после этого другая китайская компания Mingbike, занимающаяся велопрокатом в Шанхае, Пекине и еще нескольких городах уволила 99% своих сотрудников. А компания Coolqi, имеющая в своем парке более 1,4 миллионов велосипедов, на данный момент ищет покупателя. 1,5 миллиона пользователей этой компании вносили депозит в размере 299 и теперь сумма в размере 67 миллионов долларов навряд ли будет возвращена.

Наличие большого количества конкурирующих компаний байкшеринга опустило стоимость проката велосипеда до 1 юаня (0,15 доллара) за получасовую поездку, что, по мнению экспертов, уже ниже себестоимости услуг.

Тем не менее, тысячи городов в мире все еще являются потенциальными площадками для развития велопроката, который особенно актуален для городов среднего размера. Например, Канадская компания Dropbike разместила свои велосипеды в городе Кингстон в рамках тестового эксперимента, предоставив 100 велосипедов для города с населением 129 000 человек. Такие города достаточно малы, чтобы обеспечить большую прибыль, но, в то же время, их размер естественно ограничивает конкуренцию.

Масштаб и потенциальный рынок крупных городов привлекает крупные компании для развертывания своей сети. И в это же время появляются десятки, если не сотни, новых стартапов, желающих откусить свой кусочек от этого быстро растущего пирога. Но если слухи о слиянии Ofo и Mobike подтвердятся в следующем году, то это фактически станет концом для более мелких игроков рынка велопроката.