SRAM CX1 — простая, но эффективная трансмиссия для циклокросса

Традиционно, большую часть компонентов (за исключением шин и рам) велосипеды для циклокросса наследуют от шоссейников. Однако, с ростом популярности этого вида спорта, ситуация изменяется и SRAM, следуя тенденции, предлагает новую трансмиссию Force CX1, созданную специально для циклокросса.

Конструкция этой трансмиссии основана на компонентах хорошо зарекомендовавшего себя групсета SRAM 1х11, предназначенного для горных велосипедов. Новый задний переключатель ($235, 261 г веса) работает с одной ведущей звездой, он оптимизирован для использования с шоссейными манетками SRAM (совместимыми как с ободными, так и с дисковыми гидравлическими тормозами). Т.к. в трансмиссии используется всего одна ведущая звезда, на левой манетке установлена только тормозная ручка.

Зубья «циклокроссовой» звезды ($126-$152, 80 г/40 зубьев) имеют особый профиль, предотвращающий спадание цепи, и дополнительные выточки, мешающие собираться грязи. Также SRAM выпускает систему с соответствующим логототипом, но конструктивно, она такая же, как и система SRAM Force 22 для шоссе.
Зубья ведущей звезды переменной толщины цепляют внешние пластины звеньев цепи — простое, но эффективное решение, как мы увидели после более, чем года тестирования.

Однако, все самые важные действия с цепью происходят в заднем переключателе. Большинство современных их конструкций построено по схеме со скошенным параллелограммом. При переключении на пониженные передачи, верхний ролик движется вверх по направлению к звездам кассеты — это помогает удерживать цепь недалеко от звёздочек, чтобы облегчить и повысить точность переключения. Эта схема прекрасно работает на гладких дорогах, но на трейле, столкновение с препятствием вызывает соскакивание цепи с зубьев звёздочки и самопроизвольное переключение передачи.

В свою очередь, задний переключатель CX1 построен по схеме с прямым параллелограммом, поэтому траектория движения его деталей ограничена горизонтальной плоскостью, т.е. удары о препятствия на него не оказывает практически никакого влияния. Также в него встроен механизм, ограничивающий вращение рамки вперёд, который гасит лязганье и шлепки цепи при. Плюс, зубья роликов имеют тот же профиль, что и зубья ведущей звезды.
Нам когда-то удавалось сбрасывать цепь 1х11 MTB-трансмиссии SRAM при езде по пересечённой местности на полноподвесных велосипедах (из-за движущихся элементов задней подвески). Но во время тестирования CX1, мы ездили по кочкам, едва не выпрыгивая из седла, а цепь не спадала.

Смена передач в CX1 проходит мягче и точнее, чем у трансмиссий SRAM с несколькими ведущими звёздами, что особенно заметно при переключении под нагрузкой. Благодаря конструкции с прямым параллелограммом и ограничителю хода лапки, управление задним переключателем не требует большого усилия, однако, заметное сопротивление ходу рычажка манетки и чёткий звуковой и тактильный сигнал сообщают о переключении на новую передачу, что очень полезно в хаосе гонки.

Хотя задний переключатель CX1 тяжелее обычного Force 22 (261 г против 186 г), система позволяет отказаться от переднего переключателя с манеткой и тросиком в кожухе и одной ведущей звезды, что, в общем, экономит около 200 г веса.

SRAM CX1 — простая, но эффективная трансмиссия для циклокросса

Конечно, не обошлось и без недостатков. Первый спорный момент связан с манеткой DoubleTap: при езде по пересечённой местности, можно случайно зацепить её рычажок и переключиться на ненужную передачу, или наоборот — недожать его до полного переключения, недостаточно приподняв цепь с зубьев звёздочки. С опытом, таких случаев становится меньше, но они всё равно продолжают происходить, несмотря на многолетнее пользование SRAM. Кроме того, задний переключатель несовместим с трансмиссиями, имеющими несколько звёзд. Вам придётся использовать одну звезду, что ограничит количество передач или, если вы установите объёмную кассету, различия между передаточными соотношениями будут больше, чем вам бы хотелось.

SRAM предлагает такие варианты ведущих звёзд системы: с 38, 40, 42, 44 и 46 зубцами (все подходят для установки на 110-мм пауки). Кассеты идут в вариантах 11-25, 11-26, 11-28, 11-30 и 11-32. Если вы планируете участвовать в гонках на различных трассах, в различных погодных условиях, мы рекомендуем купить несколько разных кассет и звёзд и устанавливать нужные из них заблаговременно перед соревнованиями. Да, и перейдите на переключатель с длинной лапкой, необходимый для использования кассеты 11-32, если до этого дойдёт.

Трансмиссия CX1 подойдёт не для каждого циклокроссера — установив её, вы сделаете свой велосипед менее универсальным, особенно для езды за пределами обычной трассы. Но мы думаем, что, в большинстве случаев, её преимущества перевешивают немногочисленные недостатки.