«Мы отстали лет на 40»: велосипедное движение в Крыму

Велоинфраструктура в Крыму отсутствует и, видимо, это надолго. Капитальный ремонт дорог и улиц крымских городов не предусматривает зон для велосипедистов, в гостиницах нет специальных парковок, хороший прокат байка найти не просто.

В Германии 79% населения ездят на велосипеде регулярно, сообщает генконсульство Германии в своих соцсетях. В России за последний год половина населения пользовалась им с той или иной периодичностью, причем только 23% ездили хотя бы несколько раз в неделю. Скорее всего, это связано с тем, что почти 60% жителей страны считает место своего проживания некомфортным для катания. Таковы данные ВЦИОМ. Эксперты поясняют, что слабое развитие велосипедного движения в некоторых регионах страны, в частности, в Крыму, связаны с отсутствием инфраструктуры.

«Турист едет отдыхать, а не преодолевать трудности. Большинство тех, кто приезжает в Крым, уже побывали в Европе и знают, какой может быть велоинфраструктура. Когда едешь на велосипеде и тебе — удобно, ты интуитивно понимаешь, как ехать, где поворачивать. За этим стоит большая работа проектировщиков общественных пространств и дорог, работа городских служб и качественная обратная связь с жителями. Подкорректировать поворот на несколько градусов, убрать бордюр, поставить указатель, разграничить потоки, обрезать ветки деревьев и кустов над дорогой — и удобство повышается в несколько раз. К сожалению, в создании удобных улиц мы отстали от многих европейских городов лет на 40, будет ли преодолен этот разрыв — неизвестно», — заявил РИА Новости Крым международный судья по велоспорту-маунтинбайку Ольга Пернацкая.

Специалист сетует, что в городах Крыма активно проводится капитальный ремонт улиц, но техзадание не предусматривает организацию велодорожек. По мнению Пернацкой, в Симферополе есть улицы, где можно организовать зону для велосипедистов без ущерба для автомобилистов и пешеходов.

«Столица Крыма должна быть примером остальным городам, но у нас нет велодорожек. Только в Евпатории сделали небольшой кусочек для катания. Он находится за пределами города, поэтому смысла в этом нет. Сейчас идет реконструкция набережной реки Салгир, но и там дорожек не предусмотрели», — поддержал коллегу велоинструктор Андрей Иванов.

Таких компаний в регионе единицы Несмотря на то, что инфраструктура в регионе «хромает», само направление развивается. По данным Минкурортов Крыма, на полуострове насчитывается 20 туристических маршрутов различной сложности. Есть велопоходы для продвинутых отдыхающих, например, семидневная поездка «Курортное – Караби», которая стартует в Керчи, а завершается в Симферополе. Ее протяженность — 400 км, поэтому она ориентирована на опытных ездоков. Для новичков есть короткие прогулки – от 5 до 60 км.

При этом далеко не каждый турист готов делить асфальт с машинами, поэтому инструкторам приходится выискивать более безопасные проселочные дорожки. Наиболее востребовано в Крыму ялтинское направление, говорит туроператор Александр Овдеенко, занимающийся организацией таких поездок уже в течение десяти лет.

«В 99% заказывают семидневные туры – люди приезжают издалека, в основном из Москвы. В последнее время популярны мульти-активные туры, когда к поездкам на велосипедах добавляются катание на каяках, пешеходные прогулки, спелеотуризм. Туры выходного дня за редким исключением заказывают в межсезонье», — говорит специалист.

По его словам, в Крыму найти предприятия, официально оказывающие услуги организации велотуров, непросто. Таких компаний в регионе единицы, поэтому движение имеет «клубный характер». То есть некоторые инструкторы собирают группы желающих в туры, чтобы подзаработать, однако не занимаются этим на постоянной основе.

Среди крымчан в межсезонье имеют спрос одно- и двухдневные туры. Многие обращаются к специалистам, чтобы просто научиться кататься на байке, — говорит велоинструктор Андрей Иванов. Именно так у предпринимателя родилась идея открыть первую велошколу в республике, которая уже набрала первых учеников. Вскоре предприниматель оборудует специальное помещение для занятий велоспортом в зимнее время.

В три раза дороже, чем в Москве В крупных городах России уже несколько лет существует аренда велосипедов, и занимает процедура пару минут. В Крыму прокат еще поискать надо. Если сравнить количество станций проката в Крыму с Москвой, то выходит, что полуостров пребывает в каменном веке: даже в крупных городах имеется не более двух-трех официально действующих велопрокатов. А об аренде с помощью мобильного приложения вообще придется забыть. Чаще всего владелец байков требует в залог документ, удостоверяющий личность или немалую сумму, а иногда и то, и другое.

Стоимость аренды велосипеда в Симферополе и Ялте — от 600 рублей в сутки. Чуть дешевле в Евпатории – от 400 рублей, но все же это намного дороже, чем в Москве, где суточная цена стартует от 120 рублей.

Но даже при такой цене туристы охотно пользуются услугой, потому что привезти свой велосипед в багаже самолета все равно дороже, чем его недельная аренда в Крыму.

«Пользуется спросом прокат по Крыму на неделю и более, когда туристу доставляют велосипед в отдаленную точку полуострова. Например, привезли в Оленевку (поселок в Черноморском районе Крыма – ред.), а забрали в Ялте», — пояснил велоинструктор Андрей Иванов.

В развитых странах прокат машин выглядит так: взял в одном городе – сдал в другом. В Крыму нет единой компании, которая бы имела пункты приема во всех курортах. Пока представители местных компаний отправляются на вызов клиента за велосипедом на личном транспорте, что приводит к удорожанию услуги.

До поздней осени на каждом углу предлагают джип-туры, конные прогулки, походы в горы, разные виды экстремального отдыха, но самый распространенный во всем мире вид туризма – велотуризм — все еще не входит в перечень популярных.

Источник: РИА Новости Крым, Алина Волконская