Как открыть сетевой велопрокат Velotag

Параллельно запуску в Москве и в Петербурге общественных велопрокатов от Банка Москвы, инициативные граждане развивают частную сеть велопрокатов Velotag и готовы открыть ее в любом городе России. Стоимость проката велосипеда в московской сети составляет 1,5 рубля в минуту.

После регистрации на сайте и пополнения баланса человек может взять велосипед в одном пункте, а вернуть — в другом. Мы поговорили со Стасом Ивановым, создателем веб-сервиса Velotag, о развитии проекта и планах на будущее.

Насколько мы понимаем, петербургский сетевой велопрокат St.Petersbike и московский Velotag — это одна и та же компания? Или это подхваченная вами инициатива?

Velotag — это, в первую очередь, веб-сервис, который позволяет запустить сетевой велопрокат и управлять его работой в любом городе мира. Идея создания сервиса пришла, когда я задумался о том, как автоматизировать работу питерского велопроката St.Petersbike Ильи Кулешова. Вместе с веб-разработчиком Максом Мелентьевым мы сделали прототип веб-приложения. В результате, 1 мая этого года мы перевели St.Petersbike на нашу платформу, запустили проект в Москве и ведем переговоры с другими городами. Недавно, например, всего за 3 дня запустили прокат в подмосковной Балашихе, чтобы наглядно продемонстрировать основное преимущество нашего сервиса — сетевой велопрокат можно с минимальными инвестициями за очень короткие сроки запустить где угодно.

Планируется ли расширение проката на другие города?

Да. Чтобы запустить сетевой велопрокат в новом городе, нам необходимо найти партнера, который готов развивать прокат в своем городе. Мы, в свою очередь, предоставляем доступ к необходимым для запуска проката инструментам и передаем наши know-how: от речевых модулей, используемых при обзвоне потенциальных точек проката до плана продвижения в социальных сетях.

Будете ли вы устраивать в Москве ночи бесплатного проката, как это делается в Питере?

Ночи бесплатного проката — одна из акций, которые могут использовать для привлечения пользователей и внимания прессы в любом городе, в котором запускается прокат.

Была новость, что вы сделаете прокат до 45 минут бесплатным. Так будет всегда или только на какое-то время?

Мы уже провели эту акцию в Петербурге — всю неделю можно было совершать короткие поездки в течение дня бесплатно. Наша цель — продвижение велосипеда как полноценной альтернативы общественному транспорту. Уже достаточно большая доля наших пользователей в Петербурге использует прокат для ежедневных поездок на работу или на учебу. В скором времени мы введем для них удобный абонемент, при покупке которого все короткие поездки будут бесплатными.

Есть ли сейчас какие-то абонементы на ваши велосипеды и какие будут?

Мы планируем вводить систему абонементов, но пока есть только возможность поминутной оплаты. Пока что мы собираем мнения пользователей и придумываем наиболее удобную систему.

Если человек хочет, чтобы сетевой велопрокат появился в его городе, что ему надо сделать?

Для начала, достаточно написать мне на почту stas.ivanov(at)hotmail.com. Главное, что этому человеку даже не обязательно будет вкладывать средства в закупку велосипедов, он может привлечь неограниченное количество партнеров — собственников велосипедов. Каждый собственник велосипедов получает часть платы пользователей за прокат и может в режиме реального времени отслеживать местонахождение своих велосипедов.

Какие требования к местам, которые хотят, чтоб точка проката открылась и у них?

Желание. Мы можем открыть точку проката в любом месте, где есть постоянные сотрудники — будь то ресторан, гостиница, музей, библиотека, бар, театр, бизнес-центр, магазин или любое другое место. Место для парковки велосипедов можно найти в любой ситуации, так что это не является решающим требованием. Часто можно обойтись даже без установки велопарковки, что особенно актуально для переполненных центральных улиц. При необходимости, мы поможем произвести установку и согласование парковки. Загрузка сотрудников тоже не играет решающей роли — мы проводили наблюдения — операции выдачи и возврата ключа занимают около 7 секунд — мы намеренно упростили их до предела, чтобы всем было удобно. Подключиться можно менее чем за один день/ Кстати, это касается как Москвы с Петербургом, так и других городов — нам достаточно найти 2-3 точки проката чтобы начать работу в вашем городе.

Чем ваш прокат отличается от программы совместного использования велосипедов Банка Москвы?

Одновременное существование нескольких сетевых прокатов — нормальная ситуация для крупного города. Например, в Нью-Йорке одновременно действует и известный всем Citi Bike и сеть проката без станций SoBi. Наши точки проката привязаны ко времени работы мест, при которых они открыты. Это, конечно, является недостатком по сравнению с круглосуточным прокатом Банка Москвы. Зато с нашей технологией можно открыть много маленьких точек проката практически без вложений и таким образом обеспечить большую плотность расположения точек проката и больший охват — а это ключевые факторы успешности для любого сетевого велопроката. Еще одно отличие — ключи от велосипедов выдают и принимают люди — сотрудники мест, при которых организованы точки проката. С одной стороны, это делает весь опыт пользования прокатом более социальным и близким к человеку, с другой стороны, появляется человеческий фактор — иногда ключи могут потеряться, а новый сотрудник может не знать, как работает система. Именно поэтому мы так внимательно относимся к работе с сообществом сотрудников точек проката — сделали для них максимально простые алгоритмы и предлагаем для них специальные тарифы на пользование велосипедами.

Как вы планируете развивать проект дальше?

Главная задача для нас — развитие веб-сервиса Velotag и обеспечение удобства пользования веб-сервисом для всех участников — как для тех, кто берет велосипеды на прокат, так и для тех, кто управляет работой городских прокатов и предоставляет сетевому прокату свои парки велосипедов. Мы постоянно работаем над улучшением нашего веб-сервиса. Другая наша задача — запуск прокатов в других городах: сейчас мы отрабатываем типовую модель запуска и развития проката в новом городе. Мы ищем разработчиков и дизайнеров в нашу команду и начинаем поиски внешнего финансирования.