Как очистить байк от грязи

Обычно велосипедисты воспринимает мойку велосипеда как-то так: «всплесну водой с пенкой, протру как-нибудь, а высохнет, мол, уже сам». Это в корне неправильно. И если рама, седло и руль по большому счету не требуют какого-либо особого ухода, то различные механизмы вроде цепи или кассеты, где очень часто пыль или грязь оседает лучше всего, нуждаются в тщательной очистке.
При должной заботе велосипед лучше и дольше сохраняет свой внешний вид. Постоянный и, главное, правильный уход продлевает жизнь байка. Предлагаем вашему вниманию пошаговое руководство того, как правильно вымыть механизмы велосипеда от грязи. И все это можно сделать всего лишь за час. Мало того, что выглядеть ваш железный конь будет как новый, так еще и прослужит гораздо дольше.

Для мойки велосипеда вам потребуется:

Ведро-мойка

ведро, резиновые перчатки, очень теплая вода, но не кипяток, моющее средство, губка и щетка, старая зубная щетка, шлицевая отвертка, обезжиривающее средство, полировочная ткань, смазочное вещество, смазочное средство для цепи, различные тряпки…

1. Промойте металлическую цепь

Помой цепь

Чистота цепи является необходимым элементом в правильной работе трансмиссии, потому на её состояние всегда необходимо обращать особое внимание. Прежде всего, вам необходимо «вооружиться» резиновым перчатками. Далее наполнить заранее подготовленное ведро теплой водой, добавив небольшое количество моющего средства (можно того, что используется повседневно в мойке посуды). Затем взболтать и дать смешанной массе вспениться.
Тщательно протрите цепь щёткой, не забывая, конечно же, периодически макать её в ведро с теплой водой и химией. Это важно, поскольку не вычищенная грязь может привести к разрушению элементов механизма из-за повышения трения деталей в нем. Смойте все водой. После этого вы сможете увидеть, насколько преобразится цепь вашего велосипеда — она станет яркой и блестящей на вид! Итак, первый шаг на пути к чистому велосипеду сделан!

2. Нанесите на цепь обезжиривающее средство

Нанесите на цепь

Внешне цепь вашего велосипеда и без этого уже может выглядеть нормально, но это отнюдь не означает, что она является совершенно чистой. Впрочем, позже станет понятно, что предубеждения о ее чистоте крайне преждевременны. Потому нанесите обезжиривающее средство прямо на металлическую цепь, а затем подождите несколько минут, чтобы химическое вещество как можно лучше впиталось.
Выдержав паузу, далее можно прокрутить цепь, чтобы химическое средство прошло через все ее детали (пластины, втулки, валики и тд), тем самым не дав возможности грязевой массе где-либо остаться. И уже через несколько мгновений вы станете свидетелем того, как вся грязь сойдет на нет, а вместе с тем пропадает липкость и жирность. Окрыленные успехом, можете смело смывать все чистой водой.

3. Вытрете цепь насухо

Вытри цепь

Используя мягкую тряпку, тщательно протрите цепь. По возможности, вытирать нужно не только поверхностно, но и в трудно доступных (а также в скрытых от глаз) местах металлической цепи. Обычно как раз там и концентрируется остаточная влага. Не ленитесь, в конечном счете вы будете приятно удивлены результату своей работы.

4. Нанесите на цепь специальное смазочное средство

Смазать цепь...

Важно помнить, что делать это нужно только в том случае, когда цепь чистая и полностью высушенная. В этом процессе предпочтительнее использовать капельный метод. Потребуется специализированная бутылка-капельница, похожая на ту, что представлена на фото. Это удобно. Равномерно нанесите смазку по всей длинне цепи, не забывая постепенно прокручивать последнюю. Только не перестарайтесь — избыток смазки здесь будет совсем не к месту. Лишнюю химию можно аккуратно вытереть тряпкой.
Между тем, отметим для общего развития, что независимо от того, грязная цепь или нет, ее нужно регулярно мыть и смазывать, а через определенное количество пройденных километров — менять на новую, так как во время эксплуатации она стирается, диаметр звездочек из-за износа становится меньше.

5. Вытрите защиту тросиков

Вытрите защиту тросиков

Сделать это можно влажной тряпкой. Кроме того, можно также немного отодвинуть защиту и посмотреть на состояние самого троса. Тщательно протереть и в том месте, но уже сухой тряпкой или специальной салфеткой. В случае того, если будут найдены части троса, покрытые ржавчиной — замените их. В подавляющее число тросов можно вдохнуть новую жизнь, использовав умеренное количество специальной смазки.

6. Смажьте тросики

Смажьте тросики

Для того, чтобы смазать тросики максимально равномерно, необходимо для начала добавить смазки на заведомо подготовленную тряпку. Затем взять ее в одну руку таким образом, чтобы было удобно местом, на котором сконцентрирована смазка, скрупулезно протащить по ширине всего тросика. Идея заключается в следующем: дать возможность смазке впитаться среди жил кабеля.

7. Почистите передний переключатель 

Почистите передний переключатель

Уже по сложившейся традиции данный переключатель страдает от недостаточного к нему внимания. Он практически всегда весь в грязи, а его подшипник высох до неприличия. К нему сложно подобраться, потому исправить что-либо быстро не представляется возможным.
Для приведения переключателя в нормальное состояние, необходимо, прежде всего, помыть его теплой водой. Затем аккуратно почистить его, применив подготовленную зубную щетку.

8. Вытрите передний переключатель 

Вытрите передний переключатель

Вытрите механизм тканью, в том числе и в местах, где сложно протереть. Сворачивайте тряпку таким образом, чтобы доставать до внутренних частей лапки, поскольку она всегда очень грязная из-за регулярного трения с металлической цепью и на самом деле очень важно вычистить все, что видно. Всего несколько минут и передний переключатель вашего велосипеда заблестит по-новому!

9. Почистите задний переключатель

Почистите задний переключатель

В том случае, если в области заднего переключателя образовалась пыль, земля или любая другая грязь, то, конечно же, нет какого-либо смысла в беспрепятственном движении цепи. Используйте, к примеру, шлицевую отвертку или не нужную спицу, чтобы убрать всю ту грязевую массу, которая забилась в местах посреди ролика и пластин механизма.

10. Помойте ролики переключателя

Помойте ролики переключателя

После того, как большая часть грязи будет вычищена, применяйте обезжиривающую химию вместе с зубной щеткой, чтобы удалить оставшуюся грязевую массу с ролика. По большому счету, можно и выкрутить ролик натяжения с лапки, но это чревато столкновению с определенными трудностями: когда будете возвращать болты подшипника на место, то без клея (для фиксирования резьбы) будет трудно обойтись. Печально осознавать, но приходилось лицезреть немалое количество поездок, которые заканчивались одинаково: откручиванием низкого ролика натяжения цепи.

11. Нанесите смазывающее вещество на ролик переключателя

Нанесите смазывающее вещество на ролик переключателя

Смажьте ролик переключателя. Распределять масло нужно умеренно, поскольку даже небольшое количество синтетики имеет свойство проникать во все места очень быстро и в необходимом количестве. Важно помнить, что на ролики обычно оседает много пыли или земли, и при определенном количестве масла, она может прилипать еще сильнее, что увеличит общую нагрузку на механизм. Постарайтесь убрать тряпкой не нужное масло. Ролики обязаны быть сухими.

12. Снимите трос

Снимите трос

Расположите переключатель передач на уровне топовой задней звездочки, после чего, не позволяя заднему колесу крутиться, передвиньте переключатель на наименьшую звезду. Это позволит ослабить определенную часть троса и достать тросовую рубашку с его упора на раме. В тот момент, когда тросы будут находиться отдельно от рамы, вы сможете совершенно и без каких-либо проблем помыть и смазать все его части. После чего все нужно вернуть к прежнему состоянию.

13. Смажьте передний переключатель

Смажьте передний переключатель

Смажьте шарниры данного переключателя, воспользовавшись бутылкой-капельницей с обезжиривающем средством. Эти детали всегда находятся под сильной нагрузкой, потому очень желательно регулярно поддерживать их в соответствующем состоянии. Подвиньте рукой раму велосипеда, предварительно передвинув лапку на наименьшую звездочку, чтобы масло прошло через все подшипники.

14. Очистите кассеты от грязи

Очистите кассеты от грязи

Звездочки (задние) станут последним барьером в вопросе решения глобальной проблемы по очистке механизмов велосипеда. Они обеспечивают быстрое переключение передач, однако, к сожалению, не защищены от обилия концентрации в них пыли, земли и другой грязи. Достаньте оттуда всю грязь в любом ее проявлении, воспользовавшись, к примеру, шлицевой отверткой или старой и уже не нужной спицей. Вашему удивлению не будет предела, когда вы увидите, сколько всякой грязи будет обнаружено в подобных тесных местах.

15. Помойте задние звездочки

Помойте задние звездочки

Разбавив горячую воду с моющим средством, а также «вооружившись» щеткой, начните протирать звездочки велосипеда. Воспользовавшись дополнительно обезжиривающем средством, можно взяться за борьбу с наиболее загрязненными участками. Откровенно говоря, до обратной стороны звездочек добраться будет не так просто, но попробуйте, все-таки, вымыть их как можно лучше. В дальнейшем это позволит избежать обильной концентрации грязи в этих местах.

16. Вытрите насухо задние звездочки

Вытрите насухо задние звездочки

Используя тряпку, протрите насухо задние звездочки. Помните: ровно насколько хорошо вы протрете звездочки, ровно настолько хорошо они будут работать и большее время прослужат. Различного рода грязь играет роль наждачной бумаги, когда соприкасается с трансмиссией, потому избавиться от нее просто необходимо.

Совет №1: помните о генеральной чистке вашего байка

Совет 1 помните о генеральной чистке вашего байка

Можно сделать точечную чистку только наиболее значимых деталей, но процесс комплексной мойки и тщательной чистки обязан стать неотъемлемой и систематической частью вашей занятости после той или иной поездки. Снимайте колеса и мойте все, начав с седла и дальше по порядку.

Совет №2: смажьте маслом шарниры

Совет 2 смажьте маслом шарниры

Шарниры тормозных рукояток, конечно же, тоже высыхают, потому добавьте туда несколько каплей масла, что позволит механизму работать лучше. То же самое нужно сделать и с манеткой. В случае того, если манетка у вас SRAM X.9/X.0, то достаточно капнуть пару капель на пружину и часть тросика, открутив предварительно крышки. В случае с Shimano — необходимо открутить винт, точно так же капнув внутрь некоторое количество капель.

Совет №3: не забывайте о полировке
Если вы неравнодушны к своему велосипеду, то продемонстрируйте это на деле. Взяв мягкую тряпку и полировочное средство, займитесь полировкой крашенных частей вашего велосипеда. После этого ваш байк будет не только блестеть, но и благодаря этому процессу уменьшится оседание пыли на раме во время вашей следующей поездки.

Совет №4: использование теплой воды и моющего средства может гарантировать результат
В магазинах предлагается большое количество разных моющих средств для велосипедов, подавляющее большинство которых целиком и полностью выполняют свою задачу. Некоторые из этих веществ продаются в баллончиках, использовав которые можно в течение 30 секунд нанести химию на все механизмы байка, а затем просто смыть грязевую массу при помощи щетки.

По большому счету — все виды химических средств пригодны для использования. Можно добиться приблизительно того же результата, используя автошампунь и теплую воду. Обыкновенное моющее средство тоже может прийтись ко двору, но здесь есть один нюанс. В его составе имеется соль, потому данное химическое вещество нужно смывать очень тщательно и ответственно. Резюмируя, стоит признать, что моющее средство в союзе с теплой водой является самым эффективным помощником в борьбе с грязью и ничего лучшего на сегодняшний день по-просту нет. Берите губки, тряпки и щетки в необходимых количествах, применяйте разного рода моющие средства и в таком случае у грязи просто не будет шансов задержаться на вашем велосипеде.

После капитальной мойки вытрите насухо свой велосипед. Для этого воспользуйтесь мягкой тканью или специальной салфеткой, хорошо впитывающей влагу. Важно вытереть на совесть, избегая халтуры, поскольку неравномерно высохшая вода может стать причиной нежелательной коррозии.
В целом же, старайтесь не пачкать грязью свой велосипед, а вместе с тем и его важные механизмы! А если ваш байк все-таки испачкался, то отнеситесь к его мойке как можно более ответственно. Даже и не сомневайтесь, он обязательно ответит вам взаимностью!