История велоспорта

Велосипед (от лат. velox — быстрый и pes — нога) – это колесное транспортное средство, которое не имеет мотора, и приводится в движение велосипедистом. Он предназначен для поездок на значительные расстояния, для соревнований или для активного отдыха. Велосипед может быть как двухколесным, так и трехколесным, имеющий привод от двух педалей через цепную передачу. Такие транспортные средства разработаны для взрослых, детей и подростков. Различают мужские и женские велосипеды. Также существуют велоколяски, грузовые и цирковые разновидности. А вот велосипед, имеющий двигатель внутреннего сгорания, называется мопедом.

Велодром происходит от двух слов – велосипед и греч. dromos – бег. Эта спортивная площадка может быть как крытой, так и открытой. Предназначена она для тренировок и спортивных соревнований по велоезде. Конструкция состоит из вспомогательных сооружений и трека с турбинами.

Гонки на треке, шоссе, пересеченной местности или маунтенбайк относятся к велосипедному спорту. Также к этому виду спорта относятся соревнования по фигурной езде и игры в мяч на велосипедах такие, как велополо и велобол. Цель в велосипедном спорте такая же, как и в других видах соревнований — быстрее достигнуть финиша и преодолеть соревновательную дистанцию.

Велоспорт был основан в Европе в 1860 году.

Во Франции по маршруту Париж-Руан в 1869 году прошло первое крупное международное соревнование — гонка на дистанции 120 км. Участники выступали на деревянных велосипедах.

В 1896 году велоспорт был включен в программу Олимпийских игр. Участие принимали только мужчины, а в 1984 году к соревнованиям были допущены и женщины. Изначально это были шоссейные гонки, а с 1988 года — гонки на треках. С 1896 по 1924 года велоспорт на Олимпийских играх составлялся в произвольной программе. Например, в 1900 и 1904 годах в состязания включались только гонки на треке, а в 1912 году — на шоссе.

С 1928 года до 1992 года, включительно, программа соревнований стала постоянной. Состязания на треке состояли с гита с места на 1000 м. Именно на этих соревнованиях устанавливались рекорды. Спринтерская гонка предусматривала командное и индивидуальное участие на 4000 м, а также были групповые и командные шоссейные гонки.

Трековые гонки на тандемах проводились с 1908 года по 1972 год. Национальные команды состояли из 15 спортсменов, каждый из которых мог участвовать в любом виде соревнований. Но, регламент программы четко указывал, какое количество гонщиков могло участвовать в том или ином состязании. Так, например, гит с места, спринтерские и индивидуальные гонки преследования ограничивались одним спортсменом от каждой команды, групповые шоссейные гонки — по четыре участника, а командная шоссейная гонка на 100 км и гонка преследования на треке состояла из команд по четыре человека.

С 1960 года командные и групповые шоссейные гонки начали проводиться раздельно. До этого времени для подсчетов результата суммировались показатели каждого спортсмена из команды. В 1912 году на соревнованиях подсчитывалась сумма четырех результатов, а с 1920 по 1956 года — сумма трех.

В 1996 году в программе Олимпийских игр произошли некоторые изменения и появились новые виды соревнований для мужчин и женщин. Командную гонку на шоссе исключили, зато ввели кросс и индивидуальную гонку на шоссе. Именно с этого момента на Олимпийских играх начали разыгрывать 14 комплектов наград (медалей):
— за групповое шоссейное соревнование у мужчин и женщин;
— индивидуальную гонку на время как у мужчин, так и у женщин;
— 1000 м трек-гит с места у мужчин;
— спринтерскую гонку у женщин и мужчин;
— индивидуальную гонку преследования у женщин и мужчин;
— командную гонку преследования только у мужчин;
— гонку с подсчетом очков у мужчин и женщин;
— за кросс-кантри у мужчин и женщин — маунтенбайк.

Также с 1996 года были внесены изменения в систему допуска на Олимпийские игры. В квалификационных соревнованиях и шоссейных гонках количество спортсменов не должно превышать 200 мужчин и 60 женщин, в треке могли принимать участие только по 186 гонщиков, как у мужчин, так и женщин, участие в маунтенбайку предусматривалось для 50 мужчин и 30 женщин.

С 1893 года начались регулярно проводиться чемпионаты мира по гонках на треках, а с 1921 года — по шоссейным гонкам. С 1929 года провождение чемпионатов мира стало доступно в закрытых помещениях.

В 1893 году в Америке (Чикаго) был проведен первый чемпионат мира по велосипедным гонкам на треке, а в 1921 году в Дании (Копенгаген) — по велосипедным гонкам на шоссе.

С 1950 года начали регулярно проводиться чемпионаты мира по велокроссу. В Европе чемпионаты начали проводить с 1930 года, которые происходили только в закрытых помещениях. Международный союз велосипедистов (UCI) основали в 1900 году, а уже в 1999 году в его состав входили представители из 167 стран. В состав этого Международного союза также входила Международная любительская федерация велосипедного спорта (ФИАК), основана в 1965 год и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (ФИКП). Но, в 1993 году были сделаны выводы, что разделять любительскую и профессиональную федерации не имеет никакого смысла. На сегодняшний день организован единственный Международный союз велосипедистов.